Рекомендации учителя-дефектолога

Что такое аутизм и как он проявляется?

pastedGraphic.png

Что такое аутизм и как он проявляется?

Аутизм (расстройство аутического спектра, РАС) — это группа расстройств нервной системы, для которых характерны трудности с общением и социальным взаимодействием. Диагноз включает широкий спектр симптомов, а степень расстройства бывает как незначительной, так и тяжелой, которая становится основанием для определения инвалидности. 

Признаки аутизма могут быть выявлены в раннем детстве, но обычно диагноз ставят в более позднем возрасте. 

Как проявляется аутизм у детей? Симптомы аутизма: 

  • Отсутствие зрительного контакта.
  • Узкий круг интересов или интенсивный интерес к определенным темам. 
  • Повторяющиеся действия: повторение слов или фраз, качание вперед-назад или вращение. 
  • Высокая чувствительность к звукам, прикосновениям, запахам или зрелищам, которые кажутся обычными для других людей. 
  • Нетерпимость к прикосновениям, объятиям. 
  • Проблемы с пониманием или использованием языка, жестов, мимики или тона голоса. 
  • Разговор напевным, ровным голосом или голосом робота. 
  • Проблемы с адаптацией к изменениям в распорядке дня. 

Маленькие аутичные дети могут казаться странными, потому что многие из них:

  • Не играют в игрушки «как принято», редко изображают ситуации из жизни.
  • Не используют указательный жест.
  • Не улыбаются в ответ.
  • Не поддерживают контакт глазами во время разговора.
  • Не откликаются на имя.
  • Говорят странно, чаще цитируют книги, мультфильмы и понравившиеся фразы, чем используют речь для обычного общения, либо вообще не разговаривают. 

Также стоит обратить внимание на то, как общается ребенок, может ли он выполнить простые указания взрослого, сконцентрировать внимание.

Если у вашего ребенка есть один из этих признаков, это не значит, что он обязательно аутичный. К тому же, могут быть аутичные дети, у которых этих признаков нет. Эти признаки не означают, что вам надо отучать ребенка от подобного поведения, делая его «неотличимым от сверстников»   (этого как раз делать не нужно).
Это просто значит, что вам стоит обратить на особенности ребенка внимание, и, возможно, сводить его к хорошему специалисту.

Если вы узнаете о его аутичности, информация об аутизме поможет вам лучше понять друг друга, и научиться договариваться.

свернуть

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ТОЛЕРАНТНОМУ ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ

Жизнь каждого человека начинается с появления на свет благодаря своим родителям – и  уже в момент своего рождения он не одинок, его окружают люди. Ведь человек – социальное существо, и, значит, он будет жить в обществе, таких же людей.  Важно то, что он совершенно уникален и неповторим, он обладает огромным набором качеств и только ему характерных особенностей.

Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение человека с особенностями психофизического развития в общее и понимающее друг друга человечество. Для того, чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция, необходимо научиться вслушиваться в мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это –  есть проявление толерантности.У детей иной жизненный опыт, поэтому они бурно реагируют на все, с чем встречаются впервые. В этот момент на взрослых возлагается ответственность за то, какая модель поведения закрепится у ребенка при реакции на те или иные ситуации, это касается и отношения детей к людям с особенностями.

В дошкольном возрасте начинаются негативные проявления, которые можно отнести к категории нетерпимости: агрессивное поведение, насмешки, отчуждение, бойкот, превосходство над другими, желание самоутверждения любым путём. Это приводит к неоправданным действиям по отношению к сверстникам.

Необходимо рассказать детям о многообразии и отличиях людей в мире, об особенностях детей с инвалидностью, их возможностях и ограничениях, о помощи, которая им требуется, о приспособлениях, необходимых им для жизни. Для этого можно рассматривать и обсуждать картинки, смотреть фильмы, в которых показано поведение людей в окружающем мире, читать детям художественную литературу, проводить беседы.

Необходимо научить детей анализировать свои собственные поступки, осознавать, что от поведения каждого из них зависит очень много. Важно показать детям пути противостояния жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого; встать на чью-либо сторону; если возникает такая необходимость, защитить не только свои интересы, помочь. Также необходимо научить детей организовывать взаимодействие с ребенком независимо от каких-либо его особенностей, в том числе, особенностей здоровья. Именно так он учится сочувствию, сопереживанию, толерантному поведению.Таким образом, формирование толерантности необходимо начинать с самого рождения и развивать в процессе школьного обучения, что позволяет снизить уровень агрессии и насилия в школьной среде и развивать толерантную культуру общества.

 

свернуть

Автоматизация звуков в домашних условиях

Дорогие родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Общие положения.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. 

Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. 

 

свернуть

Что делает учитель-дефектолог?

Учитель-дефектолог

Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным.

Что делает учитель-дефектолог?

Учитель-дефектолог  - это квалифицированный специалист, работающий в  ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) учреждения дошкольного образования с категорией детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР).

Широко распространенное мнение  о том, что учитель-дефектолог только «ставит» звуки, т. е. исправляет неправильное произношение, не совсем так.

Целью коррекционно-развивающего обучения является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ  в целом, а именно:

  • развитие общей речевой активности;
  • накопление словаря;
  • развитие физического и фонематического слуха;
  • развитие грамматической стороны речи;
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения;
  • развитие связной речи;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • коррекция произношения.

В ходе коррекционной работы решается ряд других задач:

  • развитие познавательной сферы (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование предпосылок обучения грамоте;
  • профилактика нарушений чтения и письма.

Как «попасть» на занятия к учителю-дефектологу в ПКПП?

Согласно Положению о ПКПП (Постановление Министерства образования РБ от 20.10.2011г.) зачисление детей в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

  1. Заявления законного представителя ребенка.
  2. Заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

 С какого возраста и с какими речевыми нарушениями зачисляют в ПКПП?

В ПКПП зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:

- нарушение произношения отдельных звуков (артикуляторно-фонетическая дислалия); - нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), акустико-фонематическая дислалия);  - грубые нарушения звукопроизношения, обусловленные неразвитым мышечным тонусом (стёртая форма дизартрии, артикуляторно-фонематическая дислалия); - заикание (лёгкая степень);

- НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) у детей со стертой формой дизартрии, или  НВОНР не осложненное.

В первую очередь  зачисляются дети 5-6 лет (старшая группа), которым через год поступать в школу.

Как часто проводятся коррекционные занятия и  в какой форме?

Как часто проводятся с вашим ребенком коррекционно-развивающие занятия и их продолжительность определяет учитель-дефектолог в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. 

Цель групповых занятий – развитие фонетико-фонематического восприятия и обучение элементам грамоты; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.

Цель индивидуальных занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Нужно ли выполнять рекомендации специалистов и как?

Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия со специалистами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. 

Особое внимание родители должны уделять выполнению рекомендаций специалиста. Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.

 

свернуть

«Профилактика нарушений чтения и письма»

Консультация для родителей

«Профилактика нарушений чтения и письма»

 

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился успехов в учебе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера.

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Ребенок должен слышать есть ли звук Д в слове «дом».

Уметь определять, где он находится - в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше - Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других - самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.

  1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи.

Ребенку важно уметь:

  • определять место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  • делить слова на слоги;
  • развивать слоговой анализ и синтез;
  • различать твердые и мягкие согласные;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • различать слова, похожие по звучанию;
  • различать слова, отличающие одним звуком;
  • находить слова, в которых нет заданного звука;
  • осознать основные элементы языка.
  1. Формирование правильного звукопроизношения.

Причины нарушения звукопроизношения различны- привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражать речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.

Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.

Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и письме.

Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15-20 минут.

  1. Развитие моторики и графических навыков.

Необходимо тренировать:

- пространственное восприятие, пространственное представление, зрительно-

пространственный анализ и синтез (ориентировка на собственном теле);

- дифференциация правых и левых его частей; ориентировка в окружающем пространстве:

- расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами и их

изображениями, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу», «вверху» и т.д.);

- общую моторику;

- мелкую моторику- развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки и т.д.).

Используя приемы:

  • пальчиковые упражнения;
  • пальчиковые игры;
  • штриховки (вертикальные, наклонные, горизонтальные, округлые, узоры в тетради в клетку, дорисовывания предметов и т.д.).
  1. Развитие звукобуквенного анализа.

Ребенка надо научить:

  • устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;
  • понимать смыслоразличительную роль буквы.
  1. Развитие словаря.

Формировать умения:

  • развивать навыки словоизменения:

-изменение существительных по падежам: без хвоста, курице, медведя, пилой, на столе;

-изменение существительных по числам: кошка - кошки, стол – столы, ухо – уши;

-изменение прилагательных по родам: майка желтая, мяч желтый, яблоко желтое;

-изменение глаголов по временам: девочка поливает, девочка поливала, девочка польет(девочка будет поливать);

-подобрать глагол к существительному: бабочка … (летает), бабочки … (летают);

-согласование существительных с числительными: одна тетрадь, две тетради, пятьтетрадей, один карандаш, два карандаша, пять карандашей, одно яблоко, два яблока, пять яблок;

  • развивать навыки словообразования:

-образование глаголов с противоположным значением: завязывать – развязывать,приклеить- …, включить-…, задвинуть-…, притащить-…;

-образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса:

ключ – ключик, пуговица- …, звезда-…;

-образование прилагательных от существительных: дерево – деревянный, железо- …,глина-…, снег-…, бумага-…;

-образование глаголов от прилагательных: красный – краснеть, белый-…, черный-…;

-подбор родственных слов: свет- светлый, светать, светло, светик, дом-…, стол-…;

-образование слов, обозначающих профессию с помощью суффиксов: стекло- стекольщик, сварка- …, кран- …, сапог- …, двор- …;

-образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок:при…(приехать), у…, за…, от…, пере…, до...

-образование прилагательных, обозначающих неполноту действия: синей- синеватый, зеленый-… .

  •  обобщающие слова;
  • использовать в речи глаголы с приставками;
  • подбирать противоположные по смыслу прилагательные;
  • употреблять наречия;
  • понимать значения слов;
  • определять количество и последовательность слов в предложении;
  • составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
  • пересказывать текст;
  • рассказывать сказку.
  1. Обучение чтению.

Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен помнить прочитанный текст, уметь его пересказывать.

Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.

 

свернуть

«МЕЛКАЯ МОТОРИКА - ЭТО ИНТЕРЕСНО»

«МЕЛКАЯ МОТОРИКА - ЭТО ИНТЕРЕСНО»

Тонкая (мелкая) моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее

движения рук, тем совершеннее функции нервной системы.

Навыки тонкой моторики: -способствуют развитию речи и мышления;

- помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым

позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет;

- позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности,

так как движения становятся совершеннее;

- способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него

получается выполнение задуманного.

Слабое развитие моторики остается одной из основных проблем наших

детей, поэтому важно развитие мелкой моторики пальцев рук.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук

помогают выработать навыки самоконтроля движений рук не только под

контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно- двигательных ощущений (на ощупь).

Повторение одного и того же движения способствует автоматизации

двигательных навыков, является основой подготовки руки к обучению письму.

Желательно развивать равным образом движения пальцев обеих рук, как в играх, так и в быту.

Стараться ориентироваться на те упражнения, которые способствуют

развитию всех пальцев рук.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рук

существуют разнообразные упражнения и игры, которые я использую при

работе с детьми в детском саду.

О некоторых упражнениях и играх хочется рассказать вам более подробно.

 

«МАССАЖ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ».

Хорошо делать массаж для пальчиков и ладошек каждый день.

Используются четыре основных приема: поглаживание, разминание,

растирание, постукивание.

Затрачивая всего 5 минут в день на проведение пальчиковой гимнастики и

массажа можно оказать существенную помощь ребенку.

Занимаясь с ребенком, необходимо придерживаться следующих правил:

- начинайте с массажа и разогрева кистей рук, заканчивайте поглаживанием;

- выполняйте движения и правой, и левой рукой;

движения на сжатие должны сочетаться с расслаблением;

- упражнения должны включать изолированные движения каждого пальца;

- прежде чем переходить к новому упражнению, важно как следует

отработать предыдущее пальчиками правой и левой руки;

- используйте те игры, которые нравятся ребенку и доступны ему.

 

«УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ».

Для выполнения упражнений использовать не заточенные карандаши

(круглые или с гранями) или палочки. Упражнения выполнять двумя руками

по очереди или вместе.

Вот несколько упражнений:

- прокатывание карандаша между ладонями;

- растирать центр ладони концом карандаша;

- упираясь концами карандаша в центр ладоней перемещать руки вверх,

вниз,

по кругу и т.д., стараясь не уронить карандаш;

- удерживать палочку концами пальцев двух рук на весу поочередно

(сначала указательным, затем средним пальцем и т.д.);

- «собираем карандаши» — брать одной рукой и перекладывать в другое

место (например, со стула на стол и др.), затем поменять руки (10-15

карандашей);

- «пропеллер» — вращать карандаш между пальцами;

- слегка держать карандаш между пальцами, чтобы он медленно сполз вниз;

- прокатывание карандашей по столу: сначала одной рукой, затем другой,

затем двумя вместе;

- «пальчики шагают» — зажать карандаш между указательным и средним

пальцем и делать пальчиками «шаги» по столу, не роняя карандаш.

 

Дорогие родители, успехов Вам и вашим детям!

свернуть

"Роль книги в речевом развитии детей»

Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей  о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. Но любовь к книге, умение использовать в жизнь полученные из нее знания не приходят к ребенку сами по себе. В дошкольные годы ребенок – активный слушатель, и его путь к книге лежит через взрослых. Трудно себе представить более благодатную почву для семейного общения, чем совместное чтение. Оно может быть веселым, развлекательным, вдумчивым, серьезным, и при умелом отборе, книга оказывает глубокое воспитательное воздействие на ребенка. В дошкольном возрасте ребенок более всего зависит от своего ближайшего окружения, от семьи. Литература для самых маленьких имеет свои особенности, и родители, становясь посредниками между ребенком и книгой, должны это понимать.

Различают возраст появления интереса детей к книге от 5-6 месяцев до 1 года.

Дети в возрасте от 8 месяцев до 2-2,5 лет могут слушать чтение 5-20 минут, в возрасте от 2,5 до 3 лет, как правило, 1 час и более.

Некоторым детям при знакомстве с книгой неважно видеть картинки. Важно слушать текст. «Узнавание» изображений у многих детей возникает только после 1 года – 1года 2 мес., и тогда в их лексиконе начинают появляться слова, источником которых являются книги. На этой стадии для детей актуальны «дидактические» книги – собрание картинок с  подписями и без них. Рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное со взрослым или самостоятельное, - особый вид «чтения», значимый для маленького ребенка. Очень важно то, какие именно предметы изображены в этих книгах, насколько их «лексикон» соответствует начальному лексикону ребенка. Множество видовых понятий усваивается ребенком из таких тематических книг про цветы, овощи, фрукты, животных и птиц. Примыкают к таким книгам и разрезные картинки, которые дети любят узнавать, называть, сопоставлять.

К 2 годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг. Сначала это отдельные слова, позже – цитаты, представляющие собой двух-, трехсловные высказывания, а также слова и выражения, с которыми ребенок встречается только в сказках и стихах: жили-были, рыщет, притих, косой, рык. В этом возрасте дети нередко помнят множество стихов и вставляют подходящие рифмы во время пауз при прочтении. Появляются первые попытки «инсценирования» с участием взрослых.

Чтение приучает детей слышать, понимать и использовать художественную речь. Пятый год жизни очень благоприятный для развития языкового чутья, но для этого взрослому нужно при чтении  выделить яркие в образном отношении слова и фразы. При этом нужно помнить, что достоянием речи ребенка они станут, если у него будет возможность проговорить их. При ответе на вопросы детям представится возможность произнести их (печка пышет жаром; речи лишился).

Читая детям книги, необходимо учить их сравнивать, выделять общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений.

Сравнивая, например, сказки, нужно обратить внимание детей на то, что в них общего: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героев выпадают большие испытания; в сказке действуют фантастические персонажи. Роль сказки состоит в том, чтобы дать образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Чем сюжет сказки ближе к собственному опыту ребенка, тем больший эмоциональный отклик находит она в его душе. Роль сказки повышается по мере того, как ребенок овладевает речью. Наблюдения показывают, что для детей слова имеют глубокую и таинственную связь с вещами, названиями которых являются. Любимой для ребенка становится та сказка, сюжет которой наиболее близок миру его внутренних переживаний.

 После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество.

Хорошая книга является источником радостных переживаний детей, оказывает огромное влияние на умственное и речевое их развитие. Необходимо всем взрослым поставить перед собой задачу научит детей беречь книгу, объяснить им, что книга является источником знаний, результатом труда многих людей.

 

Рекомендации учителя-дефектолога родителям по развитию читательского интереса у детей

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства. 
  •  
  • Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. 
  •  
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. 
  •  
  • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи. 
  •  
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  •  
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде. 
  •  
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
  •  
  • Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления. 
  •  
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  •  
  • Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
  •  
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
  •  
  • Дарите ребенку с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.
  •  
  • Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях

 

 

свернуть

Речевые упражнения и игры

Речевые упражнения и игры

                                    

Угадай загадку

Это речевое упражнение может быть использовано как обычная игра с ребенком. Детские загадки всегда использовались в народной педагогике. Они расширяют кругозор, помогают детям знакомиться с окружающим миром, развивают смекалку, наблюдательность, память, расширяют словарный запас.

Начинают с простых загадок, сопровождая их картинками. Ребенок показывает картинку с отгадкой, называет её. Можно проанализировать, почему загадка построена именно так, это облегчит малышу её понимание. Следующий этап — заучивание наизусть. Конечно, этот этап можно осуществить, только если ребенок уже овладел достаточными навыками произношения слов и фраз.

Особенно подходящими являются загадки, в которых есть повторы. Они будут хорошей тренировкой речевого аппарата.

Скороговорки

Скороговорки — великолепный тренажер речи для любого человека. Они помогают совершенствовать речевой аппарат, делают его более послушным. При постоянных тренировках со временем речь становится правильной, четкой, выразительной. Начинают с самых простых и коротких, чтобы их легко было повторит и запомнить. Для того, чтобы вызвать интерес у малыша к этому занятию, можно подобрать смешные скороговорки или те, в которых есть известные герои. Например: «Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей». Постепенно они усложняются, удлиняются. Также и со скоростью произношения: сначала говорим медленно, четко проговаривая каждое слово, затем быстрее и быстрее.

Дома можно подключить к этой игре всех членов семьи или даже устроить соревнование. Тогда кроме практической пользы по выработке речевых навыков все получат удовольствие, внимание друг друга.

Стихи

Стихотворная речь легче воспринимается на слух и легче воспроизводится, поэтому рассказывание и заучивание стихов обязательно включается в любую программу по коррекции речи. Начинают с повторения строк, с их совместного произношения, потом разучивают четверостишия с коротенькими строчками. Занятия можно сопровождать разглядыванием иллюстраций к стихотворению или рисованием собственных картинок. Это поможет глубже осознать смысл текста и добавит еще одну грань восприятия. Постепенно накопится большое количество выученных стихотворений, которые нужно периодически повторять. Делать это можно во время прогулки или по дороге из детского сада домой. Постепенно речь будет становиться всё более и более правильной и четкой.

Поиск объектов, которые есть у нас дома

Для коррекции речи у детей очень важно стимулировать их к проговариванию того, что происходит вокруг, называнию различных предметов, с которыми они взаимодействуют. Для этого подойдет нехитрая игра по поиску различных предметов, которые находятся в доме. Ребенка просят найти, где находится, например, папина любимая чашка. Он находит, приносит и называет этот предмет или проговаривает, где стоит папина чашка. Возможны различные варианты сложности: предметы на виду или скрыты от глаз, ребенок пользуется этими предметами или нет. Самое главное — проговаривать сначала вместе с ним названия, место нахождения, потом ребенок сам будет говорить. Возможен и обратный вариант: он дает задание другим людям. Тогда важно, чтобы формулировка была полной, например, «Папа, найди, где лежат мамины красные бусы».

Такая игра развивает у детей память, внимание, учит их свободнее ориентироваться в пространстве, придает уверенность.

Компьютерные игры

Компьютер — это отличный инструмент, который мотивирует детей. В интернете есть много развивающих игр, которые помогут вашему малышу весело провести время, работая над произношением нужных звуков и слов.

Таким детям подойдут развивающие компьютерные игры, особенно хороши те, которые построены по методике Монтессори. Можно предложить поиграть в звукоопределение, «Определи цвет», «Собери картинку». Обязательно проговаривайте с малышом названия предметов, которые встречаются в игре. Большую радость вызывают у детей собственные правильные ответы, особенно, когда они сопровождаются обратной связью из игровой программы. Например, при правильном ответе открывается веселый смайлик.

Но и не следует забывать, что компьютерные игры — это тот ресурс развития, который нужно использовать с осторожностью и обязательно строго дозировать.

Будьте внимательны к своим детям. Если вам кажется, что с ребенком что-то не так, лучше перестраховаться, обратившись за помощью, чем потом узнать, что это обращение было запоздалым.

 

свернуть

Участие семьи в коррекции речевого развития ребёнка

Участие семьи в коррекции речевого развития ребёнка

Для успешного преодоления речевых нарушений и всестороннего развития дошкольника необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

  1. В общении с ребёнком родители должны пользоваться грамматически правильно оформленной речью, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного (а зачастую неправильного) развития лексической, грамматической и произносительной сторон детской речи.

Для этого нужно наполнить повседневную жизнь ребёнка правильным речевым общением:

  • чётко проговаривать слова, пусть малыш видит движения ваших губ;
  • посредством называния окружающих предметов и явлений развивать

предметный словарь (например, это дрель, это светильник и т.д.);

  • в собственной речи правильно употреблять грамматические формы,

четко проговаривать окончания слов, предоставлять ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах (например: Это воробей; нет воробья; ищу воробья; думаю о воробье; рисую воробья. Коля гулял, а Даша гуляла и т.д.);

  • обращать внимание ребёнка на смыслообразующие элементы речевой

системы – глаголы. На примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например: встал, лёг; зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок; привязал, отвязал, перевязал и т.д.);

  • привлекать внимание детей к правильному пониманию и

употреблению пространственных предлогов изолированно и в контекстной речи (например: положи ручку на стол, возьми ручку со стола, положи ручку под стол, спрячь ручку за спину, достань мяч из-под стола т.д.);

  • учить согласовывать существительные с прилагательными и

числительными, используя речевые игры (например, игра «Какого цвета?»: желтое яблоко, красная машина; 4 красных карандаша, 7 жёлтых пионов, 6 легковых машин, 5 воздушных шаров);

  • обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи: называть

продукты, из которых готовятся блюда; как готовятся ( варим, жарим, печём, режем, чистим); описывать вкусовые качества блюд (вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная); определять цвет (зеленый, жёлтый, красный);

  • игры можно придумывать самим, «подсматривать» в развивающих

книжках, желательно использование картинок, различных игр типа «Лото», «Домино» и др.

  • читать детям книги, что способствует становлению правильной речи,

обогащает словарь, повышает интеллектуальный уровень, развивает логическое мышление, внимание, развивает эмоциональную сферу.

  1. Необходимо развивать мелкую моторику рук ребёнка, так как установлено, что уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  2. Ведущей деятельностью ребёнка является игровая деятельность и поэтому важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка и создание игровых ситуаций. Неоценима роль игрушки в речевом развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление маленьких рассказов, в том числе и рассказов - описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребёнку.
  3. Желательно ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, игры на развитие фонематического слуха.
  4. Важно, чтобы вся работа происходила на эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать родной речью.
  5. Родители должны учитывать, что реакция ребенка на занятия может быть различной: от полного отказа и слёз до радости и удовольствия. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать затруднения, пытаться его заинтересовать. Но, в то же время, нельзя переутомлять и перегружать малыша информацией, родителям просто необходимо научиться «чувствовать» своего ребёнка. А ещё, учить ребёнка трудиться!

В отношении к ребёнку создание атмосферы доброжелательности, терпимости, спокойствия – важное условие успеха.

  1. Желательно организовать место для занятий ребёнка, позаботиться о правильном освещении, удобном стуле и столе. Для выполнения артикуляционной гимнастики необходимо настольное зеркало.
  2. Важна правильная организация режима дня ребёнка. Помните, активный отдых на свежем воздухе стимулирует все жизненные процессы. Питание ребёнка должно быть правильным, сбалансированным. Ограничьте просмотр телепередач. Обеспечьте ребёнку полноценный сон в хорошо проветренном помещении. Следите за здоровьем малыша!

 

Удачи вам!

 

свернуть

Советы дефектолога

Когда следует обратиться за помощью к учителю-дефектологу (логопеду)

 

 

 Проблема нарушений речи стала актуальной для многих родителей 2 — 6 лет. В этот период речь ребенка развивается особенно активно и важно не упустить первые признаки отклонений в речевом развитии и вовремя обратиться за помощью к специалисту.

К учителю-дефектологу  нужно обратиться, если…

  • в  7-8 месяцевмалыш не понимает обращённую к нему речь: не реагирует на своё имя, не поворачивает голову в ответ на вопросы: «Где мама? Папа?»
  • в 1 годребенок не произносит 8-10 слов типа «пи-пи», «на», «дай». При прохождении планового медосмотра в 1 год у него установлено снижение слуха, отклонение в тонусе мышц, укороченная подъязычная уздечка (ребенок не может высунуть язык изо рта), нарушения прикуса (верхняя или нижняя челюсть выдвинуты излишне вперед или западает);
  • в 2 годаребёнок не разговаривает;
  • в 2,5 года нет простых фраз, например, «дай ам» (дай есть), «мама ди» (мама иди);
  • к 3 годамнеправильно воспроизводит простые повторения типа «тук-тук, тук-тук»;
  • в 3 годау ребёнка наблюдается повышенное слюноотделение( при разговоре не сглатывает слюну);
  • к 3 годамне может выполнить простые движения губами, языком (удержать улыбку 5 секунд, вытянуть губки вперед «трубочкой», высунуть язык изо рта и удержать );
  • после 3 лет продолжает сокращать слова из двух-трех слогов (машина – «сина», каша – «ася»);
  • после3 лет малыш не изменяет слова по падежам, в роде, числе;
  • к 3,5 годамне различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова («п» — «б», та — да,  мишка – миска, крыса – крыша);
  • ребёнок при разговоре  просовывает язык между зубами, часто сидит с открытым ртом, говорит гнусаво(причиной могут быть аденоиды), не проявляет познавательной активности, отказывается от речевых игр, говорит вяло и неэмоционально;
  • если в 4 годау ребенка очень низкий словарный запас (в норме — около 2000 слов), он не может запомнить четверостишье, рассказать о каких-то событиях  (при этом ошибки в предложениях и произношении звуков «ш», «ж», «ч», «щ», «р», «л» являются нормой);
  • в 4,5 годанарушено произношение многих групп звуков (звуки «р», «л» в норме появляются к пяти годам);
  • ребенок во время речи «проглатывает» звуки, слоги, слова, повторяет несколько раз часть слова, торопиться говорить и запинается;
  • если в 5-6 летвсе еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»), ребенок не может пересказать небольшой текст, составить описание предмета или события, допускает грубые ошибки в предложно-падежных конструкциях;
  • если на начальном этапе обучения в школе у ребенка возникают проблемы с письмом и чтением.

Все это может послужить причиной, чтобы:

  • обратиться к учителю-дефектологу дошкольного учреждения;
  • учителю-дефектологу пункта коррекционно-педагогической помощи общеобразовательной школы;
  • учителю-дефектологу центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
  • логопеду в поликлинике.

Учитель-дефектолог поможет:

  • исправить неправильное звукопроизношение, а также развить четкость дикции, интонирование речи, предупредить заикание и т.д.
  • подготовить ребенка к школе, в частности, проводит занятия по подготовке к обучению грамоте. Учитель-дефектолог в дошкольном учреждении не только исправляет неправильное произношение звуков, его работа также направлена на предупреждение таких нарушений  как расстройство письма и чтения.
  • провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. В том числе подобные занятия учитель-дефектолог в детском саду может проводить и с младшими группами по договоренности с заведующим и родителями. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д.

 

 

 

Как прогулку сделать интересной

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. Необходимо создать условия для свободного общения ребенка с другими детьми, с коллективом.

Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми, происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером, можно воспользоваться этим временем, закрепить полученные знания и поиграть. Так, по дороге домой, играя в игру «Отгадай предмет по названию его частей», обогащается и расширяется словарный запас детей. (Руль, фары, кабина, кузов, колеса – грузовик). Играя в игру «Выше-ниже» у ребенка формируется представления о величине предметов. Например, «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Игра «На что похожи облака» развивает воображение детей, мышление, связную речь. В игре «Что находится слева от тебя, выше, ниже…» ребенок учится ориентироваться в пространстве, правильно употреблять и разграничивать понятия «выше-ниже, ближе-дальше».

Вокруг нас очень много разных предметов, которые мы можем описывать, разглядывать, сравнивать, раскладывать по частям, слышать их действия, а главное обыгрывать это в играх.

Наслаждайтесь общением с вашим ребенком! Играйте с ним! Потому что, вырастая, ребенок не помнит, чем вы его в детстве кормили и во что одевали, но всегда с теплом вспоминает совместные игры с родителями, любое совместное времяпровождение с мамой и папой.

 

 

 

Массаж кистей рук

Массаж кистей рук можно проводить с использованием всевозможных ворсовых щеток: мягкой щеткой - по наружной поверхности кулачка от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щеткой - по подушечкам пальцев.

С малышом 1-2 месяцев такие упражнения проводятся каждый день по 3 раза в течение 10-20 секунд и состоят из 4-6 движений (и так до 5-7 месяцев).

С 1-2 до 3-5 месяцев полезно вкладывать в разжатые кулачки ребенка круглые предметы так, чтобы один пальчик находился с противоположной стороны от остальных пальцев. Надо помочь малышу удержать этот предмет, а затем потянуть к себе и покрутить из стороны в сторону.

С 3 месяцев надо развивать умение брать игрушку из рук взрослого, а также доставать рукой ногу, для привлечения внимания ребенка к собственной ноге можно подвесить яркий помпончик.

С 5 месяцев надо побуждать малыша брать игрушку сверху, снизу, сбоку. Игрушки должны быть различной формы, с различной поверхностью (губка, прищепки для белья, колечки, ткани, морковки).

С 7 месяцев к массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности (разминание) от кончиков к основанию.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать деревянные шарики разного диаметра, шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полуторагодовалом возрасте малышам даются уже более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень важно, чтобы такие игры привлекали ребенка. Интересные игры-шнуровки сейчас можно купить в магазине: пуговки, домики, ежики, деревья, а также игры с различными видами застежек и завязок. Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры-потешки, в которых движения пальчиков сопровождаются речью. Можно использовать упражнения и без речевого сопровождения. Малышу объясняют выполнение того или иного задания, родители на себе все демонстрируют.

"Пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

"Человечек" - указательный и средний пальцы правой руки "бегают" по столу.

"Слоненок" - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слоненок "идет" по столу.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. 

 

ВАЖНОСТЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РЕБЁНКА

Проследим влияние пальчиковых движений на развитие ребёнка.

Ребёнку 1-2 года.

Помните: ум ребенка на кончиках его пальцев.

Малыш сначала обследует предметы, узнаёт, какие они на ощупь, что с ними

нужно делать, и только потом запоминает, как эти предметы называются. Здесь прослеживается связь пальчиковых движений с развитием речи, накоплением словарного запаса.

Обследуйте предметы вместе с малышом (смотрите, трогайте, слушайте,

нюхайте, пробуйте на вкус), рассказывайте и спрашивайте обо всем, чем

интересовались, и речевое развитие ребенка пойдет быстрее.

 

Ребёнку 2-5 лет.

При выполнении упражнений для мелкой моторики малыш учится делать

четкие, координированные движения пальчиками, вырабатывается умение ими управлять, произвольно изменять их положение. Пальчики, как и язычок, - это маленькие части тела. Точные движения ими выполнять труднее, чем, например, руками, ногами. Правильная работа язычка и пальчиков зависят друг от друга, так как двигательная зона в коре головного мозга находится рядом с речедвигательной; центры, отвечающие за моторику язычка и пальчиков, занимают наибольшее место по сравнению с другими моторными центрами, они взаимосвязаны. Научившись управлять своими пальчиками, ребёнку проще владеть язычком, ставить его в нужное положение при произнесении звуков. Итак, пальчиковая гимнастика – одно из важных условий воспитания правильного произношения. Развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата связаны – при выполнении движений пальчиками стимулируются нервные окончания, которые передают сигналы в головной мозг, в его моторный центр, что способствует активизации движений речевого аппарата.

Также сопровождение упражнений речью способствует тренировке в произношении.

 

Ребёнку 5-7 лет.

Развитие мелкой моторики подготавливает руку ребёнка к письму. Человек

должен писать красиво, аккуратно. Хорошо писать помогают точные,

правильные движения кисти, пальцев рук. Ребёнка надо учить их выполнять.

Если есть нарушения мелкой моторики (малыш не может застегивать

пуговицы, не умеет завязывать шнурки, не получаются аппликации, силуэты в рисунках угловатые, корявые), то и буквы будут выглядеть неаккуратно.

Таким образом, пальчиковые упражнения – главная предпосылка красивого

письма.

Предупреждение недостатков речи у детей. Что же способствует правильному речевому развитию?

  1. Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С ребёнком нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не всё успеет услышать и понять.
  2.  Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, представляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов ребёнок с удовольствием повторяет их за мамой, делать он это должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.
  3.  Не следует раздражаться детской «болтовнёй», ребёнок тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.
  4.  Не рекомендуется перегружать ребёнка- учить буквы, обучать чтению в трёх-четырёхлетнем возрасте без его желания;  результат часто бывает обратный желаемому. Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребёнка.
  5.  При раннем речевом развитии не следует принуждать ребёнка к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями- это может привести к заиканию.
  6.  При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребёнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.
  7.  Вредно излишнее возбуждать фантазию и чувства ребёнка частными и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.
  8.  Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.

 

 

Причины речевых нарушений.

  1. Недостаточное речевое окружение в раннем возрасте: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребёнок пользовался ею, связывал её с выполнением тех или иных действий в игре.
  2.  Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье- копирование детской речи: ребёнок подражает тому, что слышит.
  3.  Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искажённого звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.
  4.  Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нёбо и др.
  5.  Длительное пользование соской - способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
  6.  Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда- отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
  7.  Если у ребёнка лепетная речь в три- четыре года (его даже мать не понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребёнок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться к врачу.

 

свернуть