Рекомендации руководителя физвоспитания

 

Консультация для родителей
«Зимние травмы у детей»

Зима. Какое чудное время года! Лыжи, коньки, горка, снежная баба, снежный городок, снежки – это всё мы любим с детства. Когда еще, как не в каникулы, можно вдоволь порезвиться на улице, покататься на санках, лыжах и коньках! Да и само празднование Нового года и Рождества оставляет простор для весёлых забав, как дома, так и на улице. Но главное – помнить об осторожности. Тем более, когда дело касается ребенка. Ведь веселье весельем, а риск получения травмы зимой возрастает в разы. Ведь кроме сразу заметных синяков и ссадин травмы чреваты более опасными внутренними повреждениями. Чаще всего зимой дети получают травмы при падении. К счастью, у малышей обычно все заканчивается ушибами, растяжениями и вывихами конечностей. Переломы встречаются намного реже и обычно происходят без смещения обломков кости. И только в очень редких случаях ребенок получает открытый перелом. Поэтому мы взрослые должны позаботиться о том, чтобы прогулки не огорчились детскими травмами и слезами. Правильно ли одет и обут ваш ребёнок? Есть ли у него специальная одежда для прогулок?

Итак, как уберечь чадо от зимних травм,
 и что нужно знать о первой помощи?

Меры предосторожности
В гололёд надо быть осторожным, избегать скользких мест.
При покупке обуви предпочтение необходимо отдавать обуви с ребристой подошвой. Если у Вашего ребёнка на сапогах или ботинках подошва гладкая, обратитесь в обувную мастерскую и попросите приспособить обувь к зимнему времени. Обувь берём на размер больше, чтобы можно было надеть тёплые носки. В домашних условиях иногда советуют наклеивать на подошву обычный пластырь, но надолго его, конечно, не хватит. Особенно важно, чтобы обувь была удобной, не натирала.
Шапка лучше всего должна быть на завязках, чтобы в случае падения она не упала с головы. Чтобы смягчить удар головой.
Шарф должен быть коротким, чтобы ребёнок не зацепился им. Не забывайте про варежки или перчатки.
Помощь при травмах
Главное, о чём следует помнить, это нельзя заниматься самолечением и оттягивать визит к врачу до последнего.
Растяжение связок
Симптомы - резкая боль при движении, припухлость, кровоподтёки.
Что делать?
Наложить повязку (эластичный бинт), обеспечив неподвижность сустава, и обратиться к врачу. Для уменьшения отёка можно наложить на больное место смоченную в холодной воде ткань или пузырь со льдом (но не более чем на 1-2 часа). Можно принять обезболивающее.
Вывих
Симптомы - сильная боль, отёк, неподвижность, изменение формы сустава.
Что делать? Не старайтесь самостоятельно вправить вывихи, это может привести к болевому шоку у пострадавшего и дополнительным повреждениям. Нужно обеспечить неподвижность и покой повреждённого сустава: руку подвесить на бинте, шарфе, ремне, на ногу наложить шину (например, плоские доски) или прибинтовать её к другой ноге.
При вывихе бедра - положить пострадавшего на здоровый бок, не давая двигаться. Для уменьшения боли - приложить к повреждённому месту пузырь со льдом или холодной водой, дать обезболивающее.
В случае крайней необходимости, когда нет возможности вызвать врача, - больного нужно транспортировать в больницу самостоятельно, соблюдая особую осторожность.
Перелом
Симптомы - сильная, резкая боль, усиливающаяся при движении конечностью, чувствительность даже к очень слабому прикосновению. Отёчность и опухание с изменением цвета кожи, изменением формы места перелома.
Что делать? Обеспечить полный покой повреждённой кости, наложить шину из подручных средств или прибинтовать повреждённые конечности друг к другу или к телу. Дать пострадавшему таблетку анальгина, приложить на место травмы что-нибудь холодное. При кровотечении наложить на рану стерильную повязку. Вызвать "скорую", если это возможно - перевезти пострадавшего на попутной машине в ближайшее медицинское учреждение, соблюдая особую осторожность.
Ушибы головы
Симптомы - частичная или полная потеря сознания, тошнота и рвота, замедление пульса, изменение давления.
Что делать? Уложить пострадавшего на спину, повернув голову набок, положить на неё холод. Вызвать "скорую помощь" и не давать пострадавшему двигаться до её приезда.
Переохлаждение:
В результате длительного воздействия низкой температуры окружающего воздуха у ребёнка возникает ознобление. Повреждённые участки кожи внешне представляют собой уплотнения красного или синюшнее - багрового цвета. Ознобление сопровождается зудом, жжением, болью, которая усиливается, если этот участок быстро согревать. Переохлаждаются чаще ноги и руки.
Воспитатель, собирая детей на прогулку, следит за тем, чтобы у них были сухими обувь и варежки. В особом внимании нуждаются дети ослабленные, перенесшие заболевания.
Резкое понижение температуры тела приводит к замерзанию. Ребёнок в таком состоянии теряет сознание, кожные покровы бледнеют, пульс редкий. После принятия первой помощи у замёрзших отмечается сонливость, ослабление памяти, расстройство психики. Частым осложнением замерзания является воспаление лёгких, почек, острые расстройства пищеварения.
Первая помощь замёрзшему ребёнку заключается в согревании его в горячей ванне, одновременно проводится массаж. Как только ребёнок придёт в сознании, ему необходимо дать горячее питьё, еду, уложить в постель, срочно вызвать врача или доставить в лечебное учреждение.

Обморожение:
Чаще наблюдается у детей, ослабленных, у тех, кто носит слишком тесную обувь. Оно может быть даже при нулевой температуре. Дети отмораживают пальцы рук и ног, уши, кончик носа.
Различают три степени обморожения:
Обморожение 1 степени бывают при кратковременном действии холода. После отогревания поражённые участки кожи краснеют и припухают, появляется небольшая боль, жжение. Через 2-3 дня краснота и отёк проходят и на коже никаких следов обморожения не остаётся.
Обморожение 2 степени наступает при длительном действии холода. Кожа при обморожении резко бледнеет. Позднее появляются пузыри. Наполненные светлой или кровянистой жидкостью.
Обморожение 3 степени и 4 степени возможно при длительном действии низких температур, при этом омертвеют не только мягкие ткани, но и кости, развивается гангрена. Характерно повышение температуры, общая интоксикация, беспокойное поведение и озноб.
Первая помощь при обморожении заключается в скорейшем восстановлении кровообращения на участке поражения.
Обмороженные руки или ноги отогревают в тёплой воде. Повреждённое место осторожно обнажают, погружают в тазик с водой 18-20 градусов; и проводят лёгкий массаж. Массировать начинают с пальцев вверх. Во время массажа надо заставлять ребёнка шевелить пальцами, чтобы быстрее восстановить кровообращение. При полном отогревании кожа становится ярко-розовой и появляется боль. Затем отмороженное место осторожно вытирают, протирают спиртом, накладывают сухую стерильную повязку и тепло укутывают.
При обморожении щёк и носа отогревают их прямо на улице, растирая поражённый участок круговыми движениями. Не следует обмороженное место растирать снегом, так как мелкие льдинки могут оцарапать кожу, кроме того можно занести инфекцию. Тереть лучше мягкой шерстяной варежкой или рукой до полного восстановления кровообращения. При более тяжёлых формах срочная госпитализация в больницу.

 

Организация занятий по физической культуре. Индивидуально-дифференцированный подход.

Основные типы занятий.
 
         
Физкультурные занятия – основная форма развития оптимальной двигательной активности детей. Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом в формировании двигательной активности. Дети 5 – 6 лет обладают развитым творческим воображением и высокой потребностью в движениях.


 К моменту поступления детей в школу, должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных игр и упражнений.


Недостаточное развитие какого-либо умения снижает способность ребенка к усвоению новых двигательных действий и навыков, а также его двигательную активность. В связи с этим при планировании занятий по физической культуре необходимо учитывать взаимосвязь процесса обучения основным видам движений с развитием двигательных способностей детей.

            
 Отличительной особенностью старших воспитанников является познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность во время физкультурных занятий. Поэтому наряду с рациональной организацией ( разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя) важны определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующая творчество и инициативу детей.  Например, во время занятия  можно предоставить детям самостоятельно выбрать любимое пособие и выполнять с ним произвольные движения.


Каждое занятие по физической культуре должно приносить радость ребенку, пробуждать у него интерес, стимулировать творческую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью физ. инструктору, воспитателю необходимо широко использовать разные педагогические приемы  и методы, выбор которых определяется конкретной педагогической задачей, особенностями программного содержания, подготовленностью детей и другими условиями. Приемы руководства должны быть направлены на дальнейшее совершенствование и закрепление двигательных навыков и умений.

               
На каждом занятии решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Для успешного решения оздоровительных задач следует обеспечивать разностороннюю двигательную активность детей в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях, что приводит к нормализации всех функциональных процессов в организме, способствует его жизнедеятельности.


При разработке воспитательных задач важно обращать внимание на развитие самостоятельности, активности, на создание дружеской, доброжелательной атмосферы, на формирование морально-волевых качеств детей в процессе их двигательной деятельности. Необходимо также содействовать установлению правильных форм общения между детьми и взрослыми. Контроль и оценка движений педагогом должны поощрять стремление ребенка к самосовершенствованию.


Вместе с тем в старших группах особый акцент делается на решение образовательных задач – на овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формировании доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни, обогащении детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, их практической целесообразности. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием физических качеств и двигательных способностей детей, а также с формированием оптимальной двигательной активности.

                  
Эффективность занятий по физической культуре во многом определяется пониманием основныхцелей, среди которых можно выделить:

  • удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
  •  обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;
  • формирование двигательных умений и навыков;
  • развитие необходимых физических качеств и двигательных способностей ребенка;
  • активизация мыслительной деятельности, поиск адекватных форм поведения в необычных ситуациях;
  • формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей;

Одним из условий успешного проведения физкультурных занятий является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

                  

Рационально распределить детей на две подгруппы, учитывая при этом три основных критерия: состояние здоровья, уровень физической подготовленности и двигательной активности.


В первую подгруппу входят дети первой группы здоровья, имеющие средний и высокие уровни ДА и хорошую физическую подготовленность.


Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения), с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленностью.


Установление двух подгрупп дает возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребенку.


В связи с тем, что дети первой подгруппы быстрее усваивают двигательные задания, то им достаточно просто показа, выполняемого в среднем темпе. Детям второй подгруппы необходим замедленный показ движений с четким и подробным объяснением. При этом всегда нужно создавать спокойную, доброжелательную обстановку на занятии.


Для каждой подгруппы дается свой подбор игр и упражнений в основных видах движений. Так, детям с высоким уровнем ДА предлагаются задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующие точности выполнения действий.  Для этих детей необходимы движения, способствующие развитию глазомера, силы и точности броска.


Детей с низким уровнем ДА следует вовлекать в более активную деятельность, предлагая игры и упражнения на развитие быстроты; скорости движения   и выносливости, на быстрое переключение с одного движения на другое, пробежки с постепенным увеличением скорости и дистанции. Для детей со средним уровнем ДА желательено усложнять двигательные задачи, подбирая вариативные задания. При этом особенно важно обращать внимание на качество выполнения движений.


Следует стремиться к осознанному восприятию детьми движений. Осознанное выполнение детьми движений может быть достигнуто с помощью словесных методов (объяснение, описание, анализ, оценка), использование которых также зависит от индивидуальных особенностей детей.


Большую роль в формировании двигательных навыков детей играют и такие методы, как анализ движения, его оценка.


При годовом планировании занятий по физической культуре особое внимание следует обращать на взаимосвязь содержания программного материала, опираться на принципы повторяемости и постепенного усложнения. В планирование для старших детей следует включать различные типы занятий.


Традиционное занятие – может носить обучающий, смешанный и вариативный характер. Обучающее направлено на ознакомление с новым программным материалом. Занятие смешанного характера направлено на разучивание новых движений и совершенствование освоенных ранее. Оно строится главным образом на повторении пройденного материала. Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но  включает усложненные варианты двигательных заданий ( в подвижных играх, на полосе препятствий, в играх – эстафетах).


Тренировочное занятие -  направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Оно включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания, направленные на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.


Игровое занятие – построено на основе разнообразных подвижных игр, игр – эстафет, игр-аттракционов.


Сюжетно-игровое занятие – строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир. Оно состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего, имитационного характера.


Занятие ритмической гимнастикой – проводится под музыку с включением разных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Разучивание движений на этих занятиях не проводится, так как весь программный материал должен быть хорошо знаком детям.


Занятие по интересам – детям представляется возможность самостоятельного выбора разнообразных движений с предлагаемыми пособиями. Это способствует развитию двигательных способностей и творчества детей.


Тематическое занятие – проводится по специальной методике и посвящено какому-либо одному виду физических упражнений: лыжи, элементы игры в теннис, баскетбол и др.


Комплексное занятие – направлено на синтез разных видов деячтельности. Через движение могут решаться задачи по разным разделам программы – по математике, развитию речи, конструированию и т. д.


Контрольно-проверочное занятие – итоговое занятие направленное на количественную и качественную оценку результатов, достигнутых детьми в основных видах движений и в развитии физических качеств. Основная цель занятия – быстрое выявление ошибок в технике выполнения движений и их устранение.


Занятие с элементами туризма -  проводится на воздухе, в ближайшем лесу или парке.  На данном занятии в условиях естественного природного окружения можно закреплять полученные ранее двигательные навыки и умения.


Занятие построенное на подвижных играх – состоит из нескольких подвижных игр на различные виды движений.


Занятие круговая тренировка – дети делятся на небольшие подгруппы и по кругу перемещаясь тренируются на различных спортивных снарядах.


Занятие по карточкам –  раздаются карточки с изображением различных движений. Дети называют действия, выполняют их, затем меняются карточками.

                       

 

 

 

 

 

                            Игры, которые лечат


Краткое содержание: Игры, которые лечат. Игры для лечения заболеваний у детей. Игры-упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний.


 Болезни – штука неприятная. Особенно детские. Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только первые "горячие денечки" остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая его делом скучным и совсем не обязательным. Стараясь разумно сдерживать боевой настрой, не забывайте о том, что ваша излишняя тревожность и озабоченность – далеко не самые хорошие лекари. И что жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры не только поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить!
Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, достаем эффективные лекарства, стараемся обеспечить покой.
Это все правильно при сложном течении заболевания. Однако есть еще ряд моментов, которые ускользают от нашего внимания. Так, очень важную роль играют психофизиологические особенности детского организма.
Психоэмоциональное состояние играет положительную роль в оздоровлении. Если у взрослых людей более 70% заболеваний имеют психосоматическую основу, т.е. заболевание является реакцией организма на наши эмоциональные проблемы, то дети зачастую "отвечают" болезнью на беспокойство и озабоченность родителей. А именно в таком состоянии мы пребываем, когда болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка.
Другая особенность организма ребенка — постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, т. е. к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами.
Ограниченное движение негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движений (ребенок болеет или только что выздоровел, и ему нужен покой) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения.
Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающихся нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга.
В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям.
Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины — лечебно-профилактической физкультуре. Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно заниматься.


Именно поэтому мы представляем адаптированные, измененные в виде игры-упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.
Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искреннюю радость и у детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку "уйти" в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви и заботы. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.
Мы постарались подобрать как можно больше игр по каждому виду заболеваний. Легкие игры можно чередовать с более сложными, это позволит разнообразить занятия. Но следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (3—4 месяца по 2—3 раза в день).


1. Игры при заболеваниях дыхательной системы:
"Пастушок дудит в рожок"
Цель. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Материалы. Рожок, дудочка.
Ход игры. Попросите ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Покажите, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть.


"Шарик лопнул"
Цель. Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования.
Ход игры. Предложите ребенку "надуть шарик": широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот — "ффф....", медленно соединяя ладони под "шариком". Затем ребенок пусть хлопнет в ладоши — "шарик лопается". "Из шарика выходит воздух": ребенок произносит звук "шшш...", складывая губы хоботком и опуская руки на колени. "Шарик надувают" 2 - 5 раз. За старание ребенок получает фант. Следите, чтобы вдох ребенка был глубоким, а во время игры не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения .


"Перышки"
Цель. Тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.
Материалы. Веревка, 2 стульчика, перышки.
Ход игры. Натяните веревку между стульями и привяжите к ней перышки. Посадите ребенка на расстоянии 50 см напротив перышек. Предложите ребенку по сигналу, сделав глубокий вдох, сильным выдохом сдуть одно перышко, а затем и другое, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно сложить узкой трубочкой, а щеки надуть.


"Мышка и Мишка"
Цель. Формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.
Ход игры. Родители показывают движения и произносят слова:
— У Мишки дом огромный.
(Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки — вдох.)
— У мышки — очень маленький.
(Присесть, обхватив руками колени, опустить голову — выдох с произнесением звука "шшш".)
— Мышка ходит (Ходим по комнате.)
В гости к Мишке,
Он же к ней не попадет.
Попросите ребенка повторить стишок с движениями 4—6 раз. Следите за четкостью и координацией движений ребенка.


"Косари"
Цель. Развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма.
Ход игры. Предложите ребенку "покосить траву". Исходная поза: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы показываете, как "косить" и читаете стихи, а ребенок со слогом "зу" переводит руки махом в сторону (влево — выдох, затем вперед, вправо — вдох).
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву,
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Затем предложите ребенку встряхнуть руки в расслабленном состоянии и повторить игру 3—4 раза.


"Поезд"
Цель. Улучшение функции дыхания, умение реагировать на сигнал.
Ход игры. Предложите ребенку отправиться в путешествие, превратившись в "вагончики" со всеми членами семьи. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль может выполнить первый раз сначала взрослый. Он гудит и отправляется в путь.
"Вагончики" слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку ("гу, гу") они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов взрослого "Поезд приехал на станцию" все замедляют ход и начинают двигаться задом до сигнала "Приехали".

                               
2. Игры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы:
"Пальчик о пальчик"
Цель. Уравновешивание нервных процессов, укрепление тормозных реакций, выполнение действий по команде, координация движений рук.
Ход игры. Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами движения:
Пальчик о пальчик тук да тук, (Повторить 2 раза.)
Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши.)
Ножками топай, топай! (Повторить 2 раза.)
Спрятались, спрятались (Закрыть лицо руками.)
Пальчик о пальчик тук да тук. ! (Повторить 2 раза).

                 
3. Игры после перенесенных инфекционных заболеваний:
"Заинька- паинька"
Цель. Развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.
Ход игры. Встаньте напротив ребенка и попросите его повторять движения в соответствии со словами песни:
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись, (кланяется в разные стороны.)
Вот так, вот сяк поклонись.
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, вот сяк повернись. (Поворачивается, руки на поясе.)
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.
Вот так, вот сяк топни ножкой. (Топает по очереди каждой ногой.)


Взрослый следит за правильным выполнением движений. Наблюдает, чтобы не было переутомления и сверхвозбуждения.

                 

 

 

 

 

 

 

              Профилактика плоскостопия (тренинг)

                                            
1. Необходимо укрепить мышцы, поддерживающие свод стопы.
Естественное укрепление организма способствует укреплению стопы. Ребенку полезно плавать — лучше кролем, но можно и просто барахтаться у края бассейна — важно, что происходит гребок ногой. Полезно ходить босиком — по песку (не горячему) или гальке (не острой). Бегать по холмикам и пригоркам, ходить по бревну.
Занятия физкультурой, безусловно, полезны и детям с плоскостопием. Рекомендации по ограничениям здесь очень относительны. Например, коньковый лыжный ход, беговые коньки или тяжелая атлетика дают излишнюю нагрузку на свод стопы. С другой стороны, они не противопоказаны, если нет тяжелых клинических проявлений болезни — болей, отеков. Так, почти у всех конькобежцев со временем формируется плоскостопие, что не мешает им добиваться высоких спортивных результатов. У известного прыгуна в высоту Владимира Ященко было выраженное плоскостопие. Однако свой недостаток он обратил в плюс — в момент прыжка корригировал деформированные мышцы стопы, что повышало его прыгучесть. Физическая нагрузка в любом случае развивает мышцы ног и укрепляет свод стопы.
 
Ходьба по неровным поверхностям. 

Упражнения выполняются босиком, каждое по 8-12 раз.
— Ходьба босиком по песку (для песка можно приспособить ящик размером полметра на метр) или коврику из поролона (или с большим ворсом), согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы;
— Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы;
— Ходьба по бревну боком.

             
 
Гимнастика.

 Гимнастика должна стать повседневным и привычным занятием для больного плоскостопием. Делать ее лучше не раз, а 2-3 раза в день.
           
 
Массаж.

                     

 Массаж — процедура известная с древних времен. Он снимает мышечную усталось, улучшает обмен веществ и кровообращение. Не случайно народные целители говорили, массируя больного: надо «разогнать кровь». Не трудно освоить и некоторые приемы самомассажа, правильно выполняя основные рекомендации.
Самомассаж лучше делать после лечебной гимнастики, при полном расслаблении мышц.
 
Основные приемы самомассажа таковы:
— голень надо поглаживать, растирать ладонями, разминать, поколачивать концами пальцев. Массируйте голень от голеностопного сустава к коленному, преимущественно внутреннюю поверхность голени;
— стопу следует поглаживать и растирать тыльной поверхностью согнутых пальцев. Подошвенную поверхность стопы надо массировать от пальцев к пятке;
— для самомассажа полезно использовать специальные резиновые коврики и массажные валики.
После вечернего массажа, как раньше говорили по радио, «переходим к водным процедурам». И для детей и для взрослых полезно перед сном сделать ванну для ног.
Возьмите два тазика: с горячей (как только терпит нога) и с холодной водой. Сначала распарьте стопы в горячей ванночке, затем поместите их в холодную. Так попеременно — 2-3 раза. Кожа станет красной, в ногах появится приятное чувство. В воду можно добавить немного морской соли, или питьевой соды, или настоев трав — ромашки лекарственной, шалфея, дубовой коры, цветов бессмертника, мяты перечной.
             


2. Выбирайте правильно обувь.

 Лучшая обувь — туфли из мягкой кожи на гибкой подошве и на невысоком каблуке. Кроссовки — тоже (если, конечно, это не подделка под хорошую фирму). Вижу, как поморщились модницы. Что ж, вывод и выбор делайте сами.
Вот Золушка, например, отдавала предпочтение незнакомым принцам и хрустальным туфелькам. Насчет вреда случайных знакомств уже не раз предупреждал Минздрав, я же со своей стороны авторитетно заявляю: хрусталь — материал не подходящий для обуви. Абсолютно негибкий, он может сильно травмировать стопу, боковины впиваются в се своды, жесткий мыс натирает пальцы... Словом, спасайся кто может!
Кстати, как вы думаете, почему, убегая. Золушка теряет башмачок? Все очень просто: гибкий свод стопы выскальзывает из неудобной монолитной туфельки. Бедная, бедная Золушка, еще одна жертва неуклюжей красоты...
Но шутки шутками, а обувь при плоскостопии — дело важное. И правильно выбирать ее надо уже для младенцев. Мягкие пинеточки годятся только для грудничков. Когда ребенок начинает ходить, обувь у него должна быть соответствующей. К сожалению, сейчас на нашем рынке очень много низкокачественной, а то и просто вредной продукции, неведомо откуда к нам привезенной.
 
По каким же критериям выбирается хорошая обувь?
Критерии едины и для детей, и для взрослых:
— обязательно — кожаный верх. Желательно и кожаная подошва;
— каблук невысокий, у детской обуви он должен занимать но длине не менее трети подошвы, чтобы поддерживать пятку и задний сегмент свода, а для женщин — не выше 4 см; носок широкий;
— хорошее качество кожи: отсутствие неприятного запаха, осыпании наружного слоя, трещин. Хорошо выделанная и окрашенная кожа не пачкает руки, когда ее выбирают, и носки, когда се надевают. Она не вызывает аллергии, потертостей и, как ни странно, ортопедических болезней: плохая кожа плохо поддерживает стопу;
— подошва гибкая, это значит, что не только мама в силах ее согнуть при покупке, но и малыш при ходьбе.
Поскольку плоскостопие — это пронация стопы, необходимо придать ей противоположную направленность. И здесь очень важна роль лей, как мы ее назвали, пассивной поддержки. От того, как она осуществляется, зависит и «активная жизненная позиция» мышц стопы и голени, и правильная биомеханика каждого нашего шага, да и само наше общее состояние и самочувствие. Поэтому проблема биомеханических корректоров стопы, или ортезов, как их правильнее называют специалисты, а попросту — супинаторов, заслуживает отдельного разговора.
 
3. Выбирайте правильно супинаторы. 

Они призваны поддерживать естественную форму стопы и тренировать ослабленные мышцы (это в идеале). В реальности в медицинских салонах можно встретить и такие супинаторы: пространство под сводом, которое должно быть свободным, заполнено каким-либо материалом. Фактически и без того ослабленные мышцы стопы лишены всякой возможности работать. Также вредны супинаторы, изготовленные из слишком жестких материалов. С другой стороны, мягкие стельки быстро теряют форму и их ношение бесполезно.
Народные рецепты для здоровья ног


Ванна из отвара дубовой коры. 100 граммов дубовой коры смешать с 0,5 литра воды, кипятить в течение  получаса. Потом отвар процедить и добавить в ванну. Ванна из листьев и цветов шалфея 100 граммов шалфея настоять около часа в 2 литрах кипятка и приготовить ванну с этим отваром.


Настойка из цветов бессмертника. Бессмертник растет на сухих лесных опушках, около проселочных дорог. Собирают его соцветия с июля по октябрь, до полного отцветания, обрезают вместе с двухсантиметровой ножкой. Потом бессмертник высушивают, пока цветки после сжатия в руках перестанут слипаться. Настаивают на спирте в течение нескольким дней.


Применяют наружно при суставных болях, радикулите, при плоскостопии.


Настой из мяты перечной. 

100 граммов сухой мяты залить крутым кипятком. чтобы покрыл ее полностью. Настаивать 30 минут. Потом 15-20 минут подержать ноги в теплой ванне, приготовленной с этим настоем.


Настой из мяты и липового цвета. Из 100 граммов смеси мяты и липового цвета, взятых в равных пропорциях, приготовить настой, как сказано в предыдущем рецепте. Такая ванна хорошо снимает усталость ног.
Когда стопа распарится, снова помассируйте ее, «вылепливая» своды стоп и как бы собирая стопу «в кулачок». После такой процедуры и дети, и взрослые хорошо спят: сказывается успокаивающее влияние ванн через рефлексогенные зоны подошвы. Эта процедура не только снимает усталость, стресс, она и важна для гигиены ног.

 

 

 

 

Для родителей

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
( от 3 лет до 7 дет).

 

Четвертый год жизни (вторая младшая группа).

             
Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.
В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то возникают собственно кризисные явления в системе ребенок — взрослый, что проявляется в капризах, упрямстве, строптивости, своеволии по отношению к взрослым (в контактах со сверстниками этого не происходит).
Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает прежде всего появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей. Поэтому задача взрослого, в том числе и инструктора по физической культуре — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности (Я — молодец!).
Самостоятельность формируется у младшего дошкольника в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. В совместной деятельности инструктор помогает ребенку освоить новые способы и приемы действий. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление без помощи взрослого добиться лучшего результата.


Задачи  инструктора по физической культуре по воспитанию и развитию детей от 3 лет до 4 лет.

  • Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  • Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх.
  • Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя.
  • Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, скоростно-силовые качества, реакцию на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию общей выносливости, силы, гибкости.
  • Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

 

Пятый год жизни (средняя группа)

               
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.
Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, инструктор широко использует приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом он исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей. Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком — в этом проявляется одна из особенностей детей.
Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и используется инструктором для обогащения детского игрового опыта: придумывания в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.
На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками. Задачей инструктора по физическому развитию совместно с воспитателями является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.


Задачи воспитания и развития детей

  • Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  • Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:
  • уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений;
  • соблюдению и контролю правил в подвижных играх;
  • самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;
  • умению ориентироваться в пространстве;
  • восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнения;
  • развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.
  • Целенаправленно развивать быстроту, скоростно-силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы.
  • Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

 

Шестой год жизни (старшая группа)

             
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7—10 см, при этом показатели роста детей подготовительной группы несколько выше, чем у детей шестого года жизни. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Воспитатель, инструктор по физической культуре уделяет особое внимание развитию мелкой моторики. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.
     Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью).

 

Седьмой год жизни (группа второго года обучения)

              
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.


Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме инструктор по физическому развитию обогащает представления детей о здоровье, об организме и его потребностях, способах предупреждения травматизма, закаливании. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными, причесываться.


Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств (зрения, слуха), некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и т. п.).


Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольников в детском саду — в общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Наряду с воспитателем инструктор по физической культуре  помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение.


Такие мотивы, как: «Мы заботимся о малышах», «Мы — помощники воспитателя», «Мы хотим узнать новое о мире и многому научиться», «Мы готовимся к школе», выступления на спортивных, общегородских соревнованиях направляют активность старших дошкольников на решение новых, значимых для их развития задач. Необходимо постоянно поддерживать в детях ощущение взросления, растущих возможностей, вызывать стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности, вселять уверенность в своих силах. Одновременно важно развивать чувство ответственности за свои действия и поступки.


Воздушный и тепловой режимы, освещенность спортивного зала должны соответствовать принятым гигиеническим нормам.

Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процесса. Быстро увеличивается длина конечностей.  Следует помнить, что позвоночник ребенка 5—7 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям. Поэтому постоянный контроль за позой и осанкой каждого ребенка — обязательное условие его нормального физического развития.


У старших дошкольников наблюдается незавершенность строения стопы. Необходимо предупреждать появление и закрепление плоскостопия. Его причиной могут стать постоянное ношение обуви без каблучка, на жесткой, негнущейся подошве, большего, чем нужно, размера, а также излишняя масса тела, перенесенные заболевания. Инструктору  следует быть внимательным к жалобам отдельных детей на усталость и боль в ногах при ходьбе или стоянии.


У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы, особенно кистей рук, все еще слабы. Для их развития инструктор часто  использует пальчиковую гимнастику.

Консультация для родителей

"Чтобы ребенок не боялся плавать"

Что даёт ребёнку плавание?

- Плавание способствует укреплению здоровья ребёнка, закаливанию, помогает ему правильно развиваться.

- Занятия в бассейне ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания, в воде снимается нагрузка на позвоночник и формируется правильная осанка.

- Активные движения ног укрепляют кости и предупреждают развитие плоскостопия.

- Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма.

- Совершенствуются движения, увеличивается общая выносливость организма.

Бассейн в детском саду – место, где предъявляются особые требования к двигательным способностям детей. Ребёнок попадает в неизвестную, неизведанную среду. Страх перед водой сковывает тело, при этом нарушается дыхание, возникает паника. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обострённой реакции на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и, особенно в глаза, в постоянном желании держаться за твёрдую опору.

Основными причинами возникновения водобоязни могут быть: ужас неведанного и невиданного; личный опыт утопления (захлёбывания), в том числе приобретённый ранее; неприятные ощущения от брызг.

Как же помочь дошкольнику? Начинать надо с профилактических мер. Для детей младшего возраста мы организуем экскурсии в бассейн, на которых знакомим их с помещением, сначала пустой, затем заполненной водой чашей, игрушками. После такой экскурсии можно переходить и к занятиям в бассейне по обучению плаванию.

Здесь необходимо выделить следующие задачи:

- Освоение водной среды, знакомство со свойствами воды (вода ласковая, добрая, чистая, прозрачная, плотная), учить не бояться входить в воду, плескаться в ней.

- Учить передвигаться по дну бассейна разными способами (шагом бегом, прыжками, с движениями руками).

- Учить погружаться в воду, открывать в воде глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.

- Научить выдоху в воду.

- Принимать горизонтальное положение тела (лежать на воде) с помощью плавательной доски.

Золотое правило – это следовать желанию ребёнка. Именно он должен решить, в какой момент сможет войти в воду, окунуться, нырнуть, поплыть. Боязливых детей нельзя стыдить и насильно заставлять входить в воду. Необходимо проявлять терпение и обязательно дождаться результата. Постепенно шаг за шагом, глядя на более смелых сверстников, ребёнок преодолеет психологический барьер. Не на первом, так на следующих занятиях они начнут погружаться в воду, плескаться брызгаться. Страх будет отходить. Любопытство одержит вверх, и стремление к новизне ощущений прогонит страх. Стоит поддержать неуверенного в своих силах малыша, приободрить его. Ведь в каждом ребёнке сильна жажда открытий. Что же там в воде?

Как только ребёнок отважится погрузить лицо в воду, нырнуть с головой – можно сказать, что начало положено. Дальше его ждёт удивительный, увлекательный мир плавания.

 

Если ребенок боится воды

Физическое воспитание ребенка

Роль семьи в физическом воспитании ребенка

Профилактика плоскостопия

Зарядка для малышей

свернуть