Пропаганда правовых знаний законных
представителей в учреждении образования.
Работа по вопросам освещения информации по реализации Декрета № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении. Данный документ вступил в силу с 1 февраля 2019 г.
Положением регулируются:
- деятельность госорганов, государственных и иных организаций в выявлении детей, находящихся в СОП; организации и проведении социального расследования; в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП и др.;
- порядок выявления детей, находящихся в СОП;
- порядок проведения социального расследования (изучение положения и обследование условий жизни и воспитания ребенка);
- порядок принятия решения о признании ребенка находящимся в СОП, контроль за его исполнением и обжалование такого решения;
- порядок реализации мероприятий, направленных на устранение СОП и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
Постановлением также установлены критерии и показатели СОП. К основным критериям отнесены:
- неудовлетворение родителями основных жизненных потребностей ребенка (оставление без пищи, препятствие получению обязательного общего базового образования (в любой форме его получения), систематическое невыполнение рекомендации медработников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его жизни и (или) здоровью и др.);
- необеспечение родителями надзора за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает правонарушения;
- ведение родителями аморального образа жизни, злоупотребление своими правами и(или) жестокое обращение с ребенком, в связи с чем имеет место опасность для жизни и(или) здоровья ребенка.
Права и обязанности законных представителей
Законными представителями несовершеннолетних обучающихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.
Права законных представителей. Кодекс об образовании, статья 34:
- право на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
- право на участие в управлении учреждением образования;
- право на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся.
- право на получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.
Обязанности законных представителей. Кодекс об образовании, статья 35:
- обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
- уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
- выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.
Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждении дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, осуществляющему прием воспитанников.
Забирать ребенка из учреждения должны его законные представители. В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забрать ребенка (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования.
Правовой статус ребёнка в Республике Беларусь
Ребёнок согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» – физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» каждый ребенок имеет такие права, как:
- право на жизнь. Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, не допускается (ст. 4);
- право на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья в дородовой и послеродовой периоды, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 6);
- право на гражданство (ст. 7);
- право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий (ст. 8);
- право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц, их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера (ст. 9);
- право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учебных заведений религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права. В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих (ст. 10);
- право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь (ст. 11);
- право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а также на автомобильном и железнодорожном транспорте общего пользования пригородного сообщения имеют дети в возрасте до семи лет (ст. 12)
Законом разделены права детей, которые могут быть реализованы в семье и обществе.
Так, ребенок имеет право на проживание в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.
Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижении им десяти лет.
Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей в РБ либо ином государстве, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.
Родители, лица их заменяющие, должны создавать условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки к самостоятельной жизни в семье, обществе.
Каждый ребенок имеет право на жилище, право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством РБ. Ребенок, независимо от места проживания, в соответствии с законодательством РБ имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их решением суда умершими.
Каждый ребенок имеет право на имя. Право и обязанность определять собственное имя ребенка принадлежат родителям.
Глава 3 «Ребенок и общество» Закона РБ «О правах ребенка» предусматривает возможность приобщения детей к истории, традициям и духовным ценностям народа РБи достижениям мировой культуры. С этой целью поощряется создание государственных и общественных организаций для развития способностей детей к науке и творчеству, осуществляются выпуск кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач, издание детских газет, журналов и книг, обеспечивается их доступность .
Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Согласно статье 23 Закона РБ «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения в соответствии с актами законодательства РБ. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.
Ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей или лиц, их заменяющих, трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством РБ.
Государство поощряет организации, выделяющие рабочие места для лиц моложе восемнадцати лет. Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, подземных и горных работах, а также на иных работах, вредных для его здоровья и развития или наносящих ущерб посещаемости общеобразовательной школы. Перечень таких работ определяется Правительством РБ или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством РБ(ст. 24)
Каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных организаций, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и укрепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными организациями.
Дети имеют право объединяться в самостоятельные детские и молодежные общественные объединения при условии, что деятельность этих объединений не противоречит Конституции и законодательству РБ, не нарушает общественный порядок и безопасность государства, не наносит вреда здоровью и нравственности населения, не ущемляет прав и интересов других лиц (ст. 26)
Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемыхКонституцией РБ. Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение. Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательные и учебные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательством РБ.
Каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений.
Закон гарантирует особую защиту детей в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях. К детям, находящимся в неблагоприятных условиях, Закон относит детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития.
Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18
«О дополнительных мерах по государственной защите
детей в неблагополучных семьях»
Принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» - серьёзный шаг в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за содержание и воспитание детей в семье.
Задачи Декрета №18:
- Защита прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях;
- Повышение ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей.
«О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении. В соответствии со ст. 67 Кодекса РБ о браке и семье, воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, если ребенок находится в социально опасном положении. Обязанности родителей в отношении детей определены в ст.ст. 65 (права и обязанности семьи), 73 (обязанности родителей по защите прав и законных интересов ребенка), 74 (место жительства), 75 (воспитание детей), 90 (пределы полномочий родителей в управлении делами ребенка) Кодекса о браке и семье.
Оценка риска семейного неблагополучия несовершеннолетнего:
- Ненадлежащий досмотр ребенка, отсутствие родителей;
- Частое отсутствие в дошкольном учреждении ребенка без уважительной причины;
- Неопрятный внешний вид ребенка, отсутствие сезонной одежды;
- Эпизодически нетрезвое состояние родителей;
- Несвоевременно оплата за дошкольное учреждение;
- Следы побоев у ребенка;
- Жестокое обращение с ребенком;
- Антисанитарное состояние квартиры;
- Факты бытового пьянства;
- Наличие долга за коммунальные услуги.
Основные направления деятельности по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите.
Для счастливого детства, благополучного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, успешная семья, способная обеспечить основные, базовые потребности ребенка. Однако, к сожалению, далеко не все родители осознают свою ответственность за воспитание и содержание детей и обеспечивают им достойный уровень жизни. Для более точного понимания данной проблемы рассмотрим критерии социально опасного положения несовершеннолетнего.
Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:
- изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье (посещение семьи на дому);
- анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;
- анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
- учета посещения несовершеннолетними учреждения образования;
- изучения поступившей информации о несовершеннолетнем из других источников (органы внутренних дел, медицинские учреждения, ЖЭУ, отдел опеки и попечительства и др.) При получении информации о социально опасном положении ребенка по приказу руководителя учреждения образования совместно с межведомственными службами проводится социальное расследование с целью изучения положения несовершеннолетнего в семье.